В адрес территориального отделения Роспотребнадзора по Миассу и Карабашу поступают жалобы на необоснованно начисленную оплату за пользование общим имуществом в многоквартирных домах, в частности, по оплате за установку и техническое обслуживание домофона, по оплате за пользование лифтом от жителей первых этажей многоквартирных домов. Разъяснения по этому поводу дает специалист-эксперт службы, призванной защищать права потребителей.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (гл. 6 ст. 36 п. 1), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, земельный участок , на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекта, расположенные на указанном земельном участке.

Таким образом, вопросы по реконструкции, изменению, дополнению, установлению дополнительных устройств (домофонов) в помещениях общего пользования решаются на общем собрании жильцов подъезда. Работы по реконструкции, дополнению и другое производятся только после принятия решения о выполнении работ большинством голосов общего собрания, подтвержденного протоколом и договором на проведение работ. Договор подписывается всеми жильцами подъезда (либо дома, если работы ведутся в помещениях общего пользования дома), или составляются договоры с каждым жильцом индивидуально. Решение общего собрания жильцов, принятое большинством голосов и подтвержденное протоколом, является законным и подлежит обязательному выполнению всеми жильцами дома или подъезда.

В случае, если кто-то оказался в меньшинстве и не согласен с решением собрания, необходимо тщательно изучить условия договора о проведении работ, принять те условия, которые приемлемы для жильца с "особым мнением" и не создают неудобств другим жильцам. Очень часто это касается стоимости работ и оплаты технического обслуживания домофона. Если стоимость услуг для жильца обременительна, он может обратиться к общему собранию жильцов и исполнителю работ с просьбой о предоставлении скидки или рассрочки платежа, если скидка или рассрочка не предоставляются или условия не устраивают, в этом случае необходимо оплатить стоимость ключа, так как без него невозможно будет попасть в квартиру, и оговорить вопрос об оплате технического обслуживания двери.

Оплата за лифт взимается со всех жильцов многоквартирного дома, в том числе и с жильцов первых этажей, так как лифт принадлежит всем жильцам на правах общей собственности. Освободить от оплаты за лифт жильцов первых этажей может только общее собрание жильцов дома большинством голосов. Других путей решения этого вопроса нет.

  Людмила Вязова, ведущий специалист-эксперт Роспотребнадзора