Об актуальных проблемах, с которыми сталкивается малый бизнес, говорилось вчера, 11 августа, на очередном заседании общественного координационного совета по поддержке предпринимательства Миасса. Вопросы касались взаимодействия предпринимателей с контролирующими органами - УВД и налоговой инспекцией, представители которых приняли участие в этой встрече.

Основной темой в беседе предпринимателей с первым заместителем начальника УВД Миасса Сергеем Катаевым стали меры воздействия на нечистых на руку работников. Он рассказал участникам встречи, как правильно вести себя при обнаружении хищения и растраты.

Потерпевший должен обратиться в милицию с заявлением о факте хищения товара. По этому сообщению в течение дежурных суток начинается проверка: на место преступления выезжает группа в составе дознавателя, участкового оперуполномоченного. Они собирают так называемый первоначальный материал проверки: берут объяснения у заявителя, изымают похищенное, если вор взят с поличным, например, охраной организации, проводят опрос подозреваемых. Затем предприниматель должен предъявить органам правопорядка документы, подтверждающие, что похищенный товар действительно принадлежал ему. Кроме того, милиция потребует материалы проведения инвентаризации, документы, подтверждающие выявленный факт хищения, объяснения должностных и материально-ответственных лиц по поводу выявленного факта хищения или недостачи.

К сожалению, не всегда пострадавшие действуют с соблюдением всех этих необходимых мер, порой из-за спешки, а порой и по неграмотности. Например, по словам С. Катаева, предприниматель часто не может предъявить документ об инвентаризации, проведенной до хищения. Или у него отсутствует договор с работником о материальной ответственности, нет должностных инструкций, не прописаны функциональные обязанности. В ходе вчерашней беседы некоторые бизнесмены сделали для себя приятное открытие. Оказалось, что при заключении коллективного договора ответственности, если вину отдельного лица доказать трудно, можно привлечь к ответственности всех - за халатность.

Бывает, как посетовали присутствовавшие бизнесмены, что расследование хищения "тормозят" и сами люди в погонах, которые будто бы нарушают порядок оформления подобных преступлений. Это вопиющие факты, заявил С. Катаев, о них, как и о прочих проблемах, касающихся раскрытия краж, следует сообщать по телефону в милицию. Здесь работает как круглосуточный "телефон доверия" 299-494, так и телефоны дежурной части - 55-10-40, 299-402, 299-403, с мобильного можно набрать 020.

До недавнего времени расследованием фактов хищения имущества у ИП занимался отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке. Сейчас в его ведении, согласно последним изменениям в законодательстве, оставлена лишь работа с юрлицами. ИП "переданы" милиции общественной безопасности. В ОБППР юрлица могут обратиться как по телефону 299-481, 299-489, так и по адресу: ул. Калинина, 30, 2-й этаж. Телефоны милиции общественной безопасности 55-11-01.

Была затронута "больная" тема о незаконном привлечении иностранных работников. Хотя представители бизнеса выявили горячее желание помогать миграционной службе с выявлением подобных фактов, но, как заявила старший инспектор по исполнению административного законодательства Ольга Бондаренко, пока таких сообщений не поступало. Работу за контролем исполнения законодательства служба ведет своими силами систематически. Наказание несут и установленные нарушители среди работодателей, и наемные иностранные работники.

Тему выездных проверок, проводимых ИФНС Миасса, предприниматели затронули в беседе с начальником отдела оперативного контроля ИФНС Людмилой Сивковой. В этом разговоре один из присутствующих предпринимателей поведал свою небезынтересную историю, оказавшуюся в своем роде казусом. В апреле этого года вечером, за несколько минут до закрытия магазина, в него нагрянула проверка. Проверяющий потребовал лицензию на алкогольную продукцию. У хозяина торговой точки оказалось 1,5 тысячи наименований спиртного, и быстро найти нужную лицензию не удалось. Представителя налоговой торопило время - рабочий день заканчивался не только у магазина, но и у него. Принести лицензию он разрешил на следующий день в инспекцию. Однако там, получив принесенный документ, расценили это запоздание как отсутствие нужного документа и оштрафовали предпринимателя на 30 тысяч рублей. Спросив мнение налогового инспектора по этому факту, предприниматель услышал категоричный ответ: мнений нет - есть закон, и штраф придется уплатить.

Л. Сивкова отметила, что на месте проверяющего мог быть простой покупатель - поэтому предъявить нужную лицензию хозяин магазина должен в любой момент. Однако новые требования к проверкам службой ИФНС, вступившие в силу месяцем позже рассказанного случая, с 1 мая этого года, предписывают контролирующему органу заранее оповещать о своем приходе.

Специалисты ИФНС обязаны заблаговременно, за три рабочих дня (как предписано в федеральном законе № 294) уведомлять бизнесменов о проверке, чтобы было время подготовить все документы - их также перечислят в соответствующем распоряжении. Кроме того, по словам Л. Сивковой, план ежегодных проверок, которые проходят предприятия, стоящие на учете в ИФНС более трех лет, - будет опубликован на официальном сайте генпрокуратуры России. План на следующий год составят уже до ноября текущего года.

С вопросами к налоговой службе можно обратиться по телефону 56-48-21.

Подобные встречи консультационного характера с контролирующими органами, согласно высказанным участниками "круглого стола" пожеланиям, пройдут еще не раз.

  Лилия Нагаева