Начальник Миасского УВД Валерий Жуковец охарактеризовал своего первого заместителя Сергея Катаева изрядно подзабытым с прежних времён определением - самоотверженный. А еще руководитель назвал своего подчинённого человеком достойным, профессионалом, глубоко знающим милицейскую работу. И не из разряда тех, "кто боится себя расплескать". Когда Валерий Иванович по обыкновению в семь утра входит в приёмную, из двери кабинета его зама уже пробивается полоска света.
После двадцати часов Сергею звонит жена Марина и интересуется, когда он будет дома. К этому времени она уже приходит с работы и успевает приготовить ужин. И если муж занят, звонков больше не будет, как бы он ни задержался. Такое у них правило. К домашнему очагу он зачастую возвращается, когда семья уже спит. По квартире ходит тихо, стараясь не разбудить детей. Их у Катаевых двое - тринадцатилетний Слава и шестилетняя Валерия. Семья - это его тихая гавань, где он обретает душевный покой и отдых от напряжённых милицейских будней.
Досье. Сергей Викторович Катаев, 1971 года рождения. Майор милиции. В правоохранительных органах - с 1994 года. Карьеру начинал в качестве сотрудника патрульно-постовой службы. В 1997 году, будучи командиром отделения ППС, поступил на заочное отделение Челябинского юридического института, на факультет правоведения, и в 2002 году его окончил. Еще будучи студентом, был назначен командиром взвода ППС. В 1999 году перешёл в отделение уголовного розыска Южного отдела милиции и, получив диплом, возглавил его.
В 2004 году стал заместителем начальника Южного отдела. Спустя ещё два года перешёл на должность заместителя начальника отдела уголовного розыска УВД по Миасскому городскому округу. В 2008 году исполнял обязанности начальника Южного отдела милиции. Затем по итогам аттестации был утверждён на должность начальника. В том же году стал исполнять обязанности начальника криминальной милиции Миасского УВД.
После новой аттестации, с февраля 2009 года, приказом начальника ГУВД был утверждён на должность первого заместителя начальника управления - начальником службы криминальной милиции УВД. Награждён медалью "За отличие в службе".
В школьные годы Сергей, как и большинство его сверстников, зачитывался детективами, играл в сыщиков и разбойников. На человека в милицейской форме смотрел с уважением. Но мундир стража порядка даже мысленно на себя тогда не примерял. Зато с завистью смотрел на тех, кто лихо водил грузовик. Мечту свою осуществил в армии, где служил водителем в танковом полку Приморского военного округа. После окончания автомеханического техникума, как и положено, пришел работать на Уральский автомобильный завод, где всю жизнь трудились его родители. Первое его рабочее место - очистные камеры термообрубного отделения первого литейного цеха.
- За смену, - говорит Сергей Викторович, - приходилось по десять тонн ступиц и раздаточных коробок переворачивать.
Цех цветного литья, который на заводе существовал еще со времен войны, это постоянная завеса пыли в воздухе, грязь и тяжёлый труд, стойкий запах окалины. Но для Сергея это была не только возможность заработать на хлеб насущный, но и школа жизни, закалка характера. Решение поступить в милицию пришло не сразу и отнюдь не под впечатлением юношеских романтических представлений о службе, которая связана с постоянным риском. Ни об одной профессии в своё время не было сложено такого количество песен, стихов, не было написано повестей и романов, как о милицейской. Мы разве что столь же беззаветно любили армию. Затем в криминальные девяностые народ так же безоговорочно дегероизировал стражей порядка. Тогда в наш лексикон вошёл да так и остался блатняцкий термин - "менты", а ещё - "мусора". Милиция в постперестроечных сериалах сплошь пятнала честь мундира: стражи порядка брали взятки, оказывались оборотнями в погонах, сами тотально нарушали закон. Беспросвет, словом.
Сергей Катаев, у которого в милиции служило немало друзей, имел о ней реальное представление. Поэтому, когда в 23 года пришёл в роту ППС, быстро втянулся и стал делать эту тяжёлую работу наравне с коллегами. В ней много рутины, но есть азарт и риск. Не всегда, считает Сергей, оправданный. Однажды, ещё в самом начале своей службы, он навестил наркопритон в старом городе - в одиночку, да еще не прихватив с собой пистолет. В доме, куда он пришёл с проверкой, застал человек шесть-семь жаждущих дурмана. Кто-то уже делал инъекцию, остальные ждали своей очереди. В ходу был один шприц и одна чашка с зельем. Реакция на милиционера, обломавшего кайф, была однозначной. На незваного гостя ополчились агрессивно, в ругательствах в адрес его ведомства не сдерживались. Дело явно принимало нежелательный оборот. Ретироваться из компании было негоже. Сергей, как он сам рассказывает, самого рослого и неслабого "усадил на место", а ещё двоих забрал с собой. Но до сих пор вспоминает этот эпизод с досадой, вовсе не считая себя героем. Урок из того случая извлёк и всегда брал с собой табельное оружие.
Работа в роте ППС новичка буквально захватила. Сотрудник ППС первым прибывает на место преступления, первым принимает решение. Ответственность немалая. Ведь во многом от того, насколько грамотными и профессиональными будут его действия и выводы, зависит раскрытие преступления. В конце девяностых Сергей понял, что до сорока лет патрулировать улицы в машине ППС - это для него слишком. Как говорит сам, "насытился". В то время он уже учился в институте. В отделение уголовного розыска Южного отдела милиции Сергей перешёл с подачи своего однокурсника по институту Сергея Юзеева, который в то время был здесь начальником.
Самое трудное было научиться раскрывать преступления. Сергей Викторович убеждён, что дано это не каждому. Но начинающему сыщику помогла поддержка сослуживцев. Пригодились советы того же Сергея Юзеева, Игоря Горбунова, который сейчас является заместителем начальника отдела внутренних дел старого города, Андрея Мякишева, заместителя начальника уголовного розыска, Олега Жукова, нынче возглавляющего Миасский межрайонный отдел Госнаркоконтроля, Игоря Жукова, в настоящее время начальника Миасского отдела управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Людмилы Шумяковой, нынче начальника следственного управления УВД. Все эти люди, прежде чем подняться по карьерной лестнице, прошли суровую школу милицейской службы. Коллектив, вспоминает Сергей Катаев, был хороший.
- Вдумчивый, целеустремлённый, - это мнение о Сергее его бывшего сослуживца Игоря Ивановича Жукова. - Он не просто был добросовестным исполнителем, а всегда старался подойти к любому делу творчески. И никогда не стеснялся попросить совета у более старших и опытных. Взаимовыручка у нас всегда ценилась.
Самое первое раскрытое преступление всегда запоминается на всю жизнь. У Сергея оно случилось во время дебютного суточного дежурства. Стражи порядка выехали по телефонному звонку о краже в доме по улице 60 лет Октября. Взломав дверь комнаты коммунальной квартиры, расположенной на первом этаже, воришки поживились соленьями-вареньями, умыкнули часть вещей и обуви. Как выяснили сыщики, искушения чужим добром не выдержали знакомые соседки. Не застав дома хозяйку комнаты, гости решили заглянуть к тем, кто жил с ней рядом. Дело только на первый взгляд кажется простым. На раскрытие преступления у оперативников ушло две недели.
Это только в детективной беллетристике преступление сходу раскрывает какая-нибудь проницательная старушка вроде мисс Марпл или отчаянная девица типа Виолы Таракановой. Тот, кто работает в уголовном розыске, знает, что докопаться до истины в сложном случае можно только усилиями целой следственной бригады. Работа эта кропотливая. Требует и специального образования, и опыта, и терпения. И интуиция, впрочем, не помешает. И конечно, же знание психологии. Это когда работаешь с задержанным индивидуально. А успех расследования зачастую прямо зависит от умения находить контакт с тем, кого допрашиваешь. Подозреваемый должен доверять собеседнику. В идеале профессионал ведёт с подследственным тонкий психологический поединок и побеждает, добывая для ведения следствия немало полезной информации. Этому Сергея и учили его более продвинутые сослуживцы. И уроки эти ему пригодились.
Самый памятный случай, который доставил оперативникам немало хлопот, произошёл в 2005 году. Как рассказывает Сергей, стражи порядка уже четыре года занимались поисками пятнадцатилетней девочки, которая ушла из дома с улицы Зелёной и как в воду канула. Из семьи вполне благополучной. Прокуратура возбудила уголовное дело по ст.105 части 1. По сути не было ни одной зацепки. Беседы с родственниками и друзьями пропавшей поначалу результатов не давали. Но сыщики не оставляли надежды. Скрупулёзно собирали факты и сведения, выясняя круг знакомств. Лишь через четыре года упорных поисков в поле зрения милиционеров попали трое бывших уголовников. За двумя из них тянулся шлейф преступлений - грабежей, краж, изнасилований. Третий был судим за хулиганство. Уже через пятнадцать минут допроса рецидивисты сознались в совершении преступления. Как оказалось, они жили неподалёку, и девочка вполне им доверяла.
Заманив жертву в лес, преступники сначала изнасиловали её, а когда она пригрозила им пожаловаться в милицию, жестоко расправились. В поисках трупа оперативники, в том числе Сергей Катаев, в течение двух дней перекопали изрядную территорию лесного массива. Задержанные постоянно путались, вспоминая, где спрятали труп. Тело убитой нашли в траншее на глубине полуметра. Состоялся суд, убийцы получили по заслугам.
Было дело, когда Сергей Катаев так сумел расположить к себе задержанного за кражу злоумышленника, что тот даже признался в убийстве, совершённом в Набережных Челнах: я, мол, расскажу, а тебе наверняка за это майора дадут. Сергей только усмехнулся: в звании сотрудников МВД повышают, когда срок подходит. Однако информация допрашиваемого подтвердилась. Из Татарстана тут же выехали тамошние оперативники. Так миасский сыщик помог коллегам раскрыть давний "висяк". На счету Сергея Катаева десятки раскрытых преступлений. А сколько точно, он не считал. За период его работы в уголовном розыске немало злоумышленников за совершённые преступления оказалось за решёткой.
По мнению Сергея Викторовича, на оступившемся однажды человеке не всегда можно ставить крест. Конечно, есть отпетые, для которых тюремные стены давно стали роднее отчего дома. Но немало и таких, кто сделал для себя выводы из случившегося, поступил на работу, обзавёлся семьёй и в криминал больше ни ногой. Такие люди есть и среди знакомых Сергея Катаева.
Угроз в свой адрес за время службы в угрозыске Сергей Викторович не помнит. А вот "договориться по-хорошему" пытались, и довольно часто. Как-то старогородские оперативники задержали банду, промышлявшую разбойными нападениями, грабежами, продажей наркотиков. Причём преступление совершали в масках. Одного члена преступной группы, которому удалось ускользнуть, объявили в розыск. Оперативная информация о его местонахождении поступила в отделение в момент дежурства Сергея Катаева. Он и выехал на задержание. Чтобы милиционер его отпустил, бандит предложил ему взятку. Но не деньги, а трёхкомнатную квартиру. Сергей тогда в улучшении жилищных условий, конечно же, нуждался, однако искушению не поддался. Как не поддавался никогда. Не мог пойти на сделку со своей совестью: перед глазами, как он сам говорит, всегда стояли лица жертв преступлений и их родственников. Слишком щепетилен.
Бытует устойчивое мнение, что причиной коррупции в правоохранительных органах является низкий уровень зарплаты. Но, считает Сергей Викторович, причина скорее всего кроется в отсутствии у человека чётких нравственных установок, ведь поборами порой, судя по криминальной ТВ-хронике, не гнушаются как низкооплачиваемые сотрудники, так и чины высокие, у которых достаток зашкаливает. Дармовые деньги - та же наркотическая игла, слезть с которой у взяточника не хватает воли. Чем больше берёшь, тем больше хочется. В этой ситуации, на взгляд Сергея Катаева, необходима последовательная политика государства и жёсткая позиция общества.
Сейчас майор милиции Сергей Катаев осваивается в новой для себя должности. Круг его полномочий широк. По сути он координирует работу всех служб управления внутренних дел по городу Миассу, обеспечивая их взаимодействие в процессе раскрытия преступлений. Здесь необходимо обладать такими качествами, как самодисциплина, высокая концентрация внимания, развитый интеллект. Судя по отзыву его непосредственного руководителя, со своими обязанностями Сергей Викторович справляется отлично. У него и принцип соответствующий есть: не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Страж порядка в любой должности должен быть в хорошей физической форме, уметь владеть оружием. Результаты Сергея Катаева в стрельбе: три поражения мишени из четырёх выстрелов. Заметим, стрельба идет на скорость, и попасть в цель необходимо тремя выстрелами за десять секунд. Как говорит Сергей Викторович, среди его сослуживцев есть и такие, чьи показатели ещё выше.
А вот на занятия спортом уже ни времени, ни сил не остаётся. Отдых он предпочитает пассивный, в кругу семьи. Летом святое дело - помощь маме в саду. Да и любая домашняя работа для него не проблема. При необходимости жену у плиты заменит. А вот любимую газету "Аргументы и факты" не часто удаётся почитать. Равно как и с друзьями встретиться. Друзья у него в основном ещё со школьных времён. Теперь, обременённые чадами и домочадцами, они видятся разве что раз в полгода.
На загруженность делами, впрочем, Сергей Катаев не сетует. Решение, как зарабатывать на хлеб насущный и приносить пользу обществу, принимал обдуманно. И знал, что поступая на службу в милицию, выбирает не столько профессию, сколько судьбу.
Ольга Белякова