Вопросы о качестве трансляции передач по кабельному телевидению, принципах выбора каналов и другом мы задали владельцу сети "Телемир" Фариду Ханипову.

- Фарид Янтемирович, напомните, какие компании, предоставляющие жителям услуги по передаче телепрограмм по кабельным линиям, работают в Миассе?

- Эти компании называются операторами кабельного телевидения. Их в Миассе четыре: ООО "Телмико", которая работает в районе вокзала, и три индивидуальных предпринимателя. Один обслуживает район улиц Романенко-Победы и Комарово, второй - поселок Строителей, и наша компания "Телемир" обслуживает район машгородка.

- Ваша компания, насколько я помню, была создана первой?

- Да, кабельное телевидение в Миассе начиналось с машгородка.

- Кто и по какому принципу определяет, что будут смотреть жители?

- Частично набор телеканалов, которые мы предлагаем зрителю, сложился исторически. Я не первый владелец этой сети. Основа пакета телеканалов была заложена первым хозяином, я, в свою очередь, добавил к нему шесть новых.

Выбираем в первую очередь с учетом цены. На сегодняшний день у нас нет возможности предлагать зрителям разные пакеты каналов - например, базовый (он подороже) и социальный - более доступный. В крупный городах такое разделение есть: для людей с небольшими доходами предлагают пять-шесть каналов, остальные - тем, кто может себе позволить платить дороже. У нас пока пакет услуг один для всех. Поэтому не можем выбирать платные и, возможно, более интересные каналы, иначе абонплата вырастет, а к этому не все готовы, особенно в машгородке. Поэтому выбираем те каналы, которые не закодированы и плата за их трансляцию телеканалу является доступной

- Но ведь не просто же самые доступные каналы вы выбирате, наверняка ведь учитываете по мере возможности и зрительские интересы?

- Конечно. Например, по просьбам зрителей был подключен канал "Домашний". Около месяца назад поступила просьба от представителей башкирской диаспоры запустить канал из Башкирии - пошли навстречу, включили, пока в тестовом режиме вместо канала "Мир ТВ", который закодировали.

Вообще стараемся учесть интересы всех слоев населения.

- То есть, жители могут вам свои предпочтения высказывать?

- Они так и делают.

- Почему так часто возникают проблемы с качеством вещания - в частности, по СТС возникают какие-то статичные "квадратики" вместо изображения, по "Домашнему" звук не всегда четкий?

- Моя задача как оператора кабельного телевидения - донести сигнал, который я получаю, до каждого подъезда, до каждой абонентской "коробочки" на лестничной площадке. Мы с этим сигналом ничего не делаем - каким он приходит, таким и поступает абоненту. Ни ухудшить его, ни улучшить, мы не можем.

На сегодняшний день мы транслируем 17 каналов в машгородке, из них семь получаем из эфира, то есть, с Миасской телевышки. То, что мы получаем непосредственно со спутника - там сигнал более-менее гарантированный. И то бывают проблемы, связанные с грозами, помехи.

- Какие конкретно каналы вы берете из эфира?

- Это "Первый" канал, "Россию", НТВ, СТС, ТНТ, Рен-ТВ, "Культуру". Не потому, что мне наравится брать их из эфира, просто у руководства этих каналов есть в городах сетевые партнеры: телекомпании "Миасс-ТВ", "Экран-ТВ", "Озеро Джека Лондона", и я обязан принимать телевизионный сигнал с программами этих телекомпаний, права самостоятельно получать сигнал со спутника у меня нет.

- Почему так восприимчиво ваше оборудование к грозам? Как прогремит над городом гроза - так нередко народ сидит без "телевизора"? Или это зависит от электроснабжения?

- Конечно. И от этого тоже. А сама сеть - она как дерево. По мере того как сигнал уходит по кабелю дальше от "ствола", он имеет свойство затухать. Мы ставим усилители через каждые два-три дома, которые запитаны от сети электроснабжения в доме. И если молния угодит где-то рядом с этим домом или в него, происходит скачок напряжения, оборудование выходит из строя. Тянуть контур заземления от каждого усилителя просто невозможно. Мы вообще гроз боимся.

- То есть, проблемы могут быть как масштабные, на всем машгородке, так и локальные?

- Бывает, выходит из строя усилитель на два-три дома, и тогда жители этих домов не получают телепрограмм. А если выходит из строя усилитель в начале сети - страдает большой район.

- Есть ли возможность быстро устранять такие проблемы и если да - напомните, пожалуйста, куда надо обращаться.

- Наш телефон 547-000, Сейчас диспетчера обеспечили сотовым телефоном, на который можно звонить и по окончании рабочего времени - до 20 часов. Его номер 89227047519. Бригада, которая непосредственно обслуживает сети, тоже оснащена телефонной связью, и как только что-то случается, заявка поступает к ним оперативно.

Также бывает, что сам кабель внутри квартиры устарел или вышел из строя. Например, в него вбили гвоздь или собачка погрызла. За его состояние ответственность несет уже сам владелец. Можем его заменить по заявке абонента, это недорого.

- А вот по "Культуре" у нас в доме бывают слышны милицейские переговоры.

- "Культуру", как я говорил, мы принимаем из эфира. Видимо, частота раций находится рядом с частотой канала. И если телевизионный сигнал ослабевает, или передатчик в милиции появится более мощный - разговоры становятся слышны. Мы сообщаем об этом, если поступают заявки от абонентов (а они регистрируются в журнале), просим "подвинуться".

- Остается ли у жителей право выбора - смотреть кабельное или пользоваться антеннами?

- За коллективные антенны мы ответственности не несем. Работают или нет коллективные антенны - не знаю, это не моя епархия. Ну, а у жителей выбор есть - пользоваться ли услугами кабельного телевидения, поставить ли комнатную антенну или вынести ее на балкон, на крышу, или купить спутниковую "тарелку". Дело чисто добровольное, никто никого не принуждает.

- А если человек не хочет пользоваться вашими услугами - как ему следует поступить?

- Если абонента не устраивают наши услуги - он звонит, либо приходит к нам, мы его отключаем от сети и подаем сведения в Расчетный центр, чтобы не выставлялась плата за эту услугу. Кто желает, может подключиться - подать заявку, мастера подключают, и абонплату включают в общую квитанцию по оплате жилищно-коммунальных услуг.

- Какие планы по дальнейшему развитию кабельного ТВ?

- Планируем начать в 2009 году модернизацию кабельной сети. Поставим более современное оборудование, поменяем внутридомовую разводку - тогда сможем предлагать разные пакеты услуг. На эту работу уйдет примерно год.

- Значит, в 2010 году зрители смогут выбирать разные пакеты телеканалов?

- Будем к этому стремится.

- Это будет намного дороже? Или для кого-то может оказаться даже дешевле, если человек выберет социальный пакет?

- Цены будет две. Социальный пакет должен быть доступен всем, включая пенсионеров. Базовый пакет тоже не должен быть слишком дорогим, цена будет разумной.

  Оксана Овсянникова