- Дмитрий Геннадьевич, накануне профессионального праздника работников прокуратуры вы уже рассказали немного о достигнутых в 2007 году успехах. Они значительны: год назад вы упомянули, что за семь лет вашей работы на посту прокурора города еще не бывало, чтобы показатели преступности снижались, а в минувшем году это произошло. Вас есть с чем поздравить. В то же время, вы отметили, что наряду с этим остается немало проблем.
- Да, кроме роста количества грабежей и уличной преступности, нужно сказать при снижении количества убийств, причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, разбоев, в целом по особо тяжким преступлениям есть рост на два процента. Но на мой взгляд, этого роста бояться не надо. Его дали раскрытые преступления по сбыту наркотиков. И чем больше мы будем таких преступлений выявлять, тем больше наркоторговцев будет осуждено и изолировано. А с наркоторговлей неразрывно связаны и такие виды преступлений, как грабежи, кражи - это цепочка. Наркоманы крадут и грабят, чтобы приобрести наркотик.
- Значит, в борьбе с наркобизнесом, о котором вы тоже с тревогой говорили год назад, есть некоторые положительные сдвиги?
- Есть. Но никаких иллюзий у нас по этому поводу нет. Потребителей, к сожалению, меньше не становится. С ними тоже надо работать - лечить, привлекать к ответственности за немедицинское потребление наркотиков. Но основное зло - сбыт, тот источник, откуда они появляются в городе. Мы стараемся решать эту проблему, в 2007 году преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, зарегистрировано на 7 процентов меньше. И раскрываемость подросла до 47,9 процентов. Но мы также знаем, что стоит за этими цифрами.
- А в целом какая статистика по раскрываемости преступлений?
- К сожалению, снижение с 37 до 34 процентов. Ничего утешительного. Правда, и здесь есть положительные моменты: раскрываемость убийств - 92 процента, а было 84. Раскрываемость по причинению тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом - 96 процентов, было 92, это очень хорошие показатели, выше, чем в среднем по Челябинской области. По разбоям - 62 процента раскрываемость, было 40.
- Оправдательные приговоры были?
- В прошлом году их не было. Точнее, были, но их отменила кассационная инстанция.
- Недавно в Миассе заявил о себе фонд "Город без наркотиков". Его представители выразили готовность активно сотрудничать с правоохранительными органами в деле борьбы с наркобизнесом. Вы с ними не встречались?
- Встречались только на депутатской комиссии в здании городской администрации, когда сюда приезжал депутат Госдумы и этот фонд обозначил свои цели и задачи. Больше пока встреч не было. Но если работа фонда пойдет на благо городу - я приветствую создание таких организаций и готов им помогать, чем смогу. Проблема очень серьезная, и если люди будут работать в этом направлении - я готов встречаться в любое время, искать пути сотрудничества. Пока ко мне не обращались.
- Были в прошлом году из ряда вон выходящие преступления, которые на вас, опытного работника прокуратуры, оказали сильное впечатление?
- Было убийство - молодой мужчина убил свою жену и ребенка. Этот случай выпадает из обычного ряда подобных преступлений. Я выступал в суде, когда решался вопрос о мере пресечения для обвиняемого. Смотрел на него и пытался понять, что могло толкнуть молодого человека на совершение такого страшного преступления. Еще можно представить, что он нашел какие-то причины для себя, чтобы убить жену. Но чтобы убить своего ребенка, который вообще ни в чем не виноват… Просто свое будущее зарезал.
- Суда еще не было? У этого мужчины вообще-то с головой все в порядке?
- Сам характер преступления дает основания сомневаться в этом, экспертиза определит. Суда еще не было.
- Полгода назад УВД Миасса возглавил новый руководитель. А поскольку прокуратура осуществляет надзор за деятельностью милиции - можете ли вы сегодня что-то сказать о позитивных переменах в организации работы УВД? Помнится, вы в прошлом году говорили, что недостатки в работе милиции связаны не только с объективными причинами, но и с организационными моментами.
- У нас с новым руководителем сложились хорошие деловые и человеческие отношения. Человек пришел энергичный, который готов решать проблемы и видит пути их решения. Он определил для себя приоритеты в работе и движется в намеченных направлениях. Это импонирует. Я думаю, что сейчас, проработав полгода, он уже проанализировал ситуацию в городе, имеет всю информацию, чтобы определить, где мы недоработали. И на итоговом совещании в милиции, которое пройдет на этой неделе, будет разговор о положительных моментах в работе и о просчетах. На основе проведенного анализа будем совместно строить планы работы по дальнейшему снижению преступности и повышению раскрываемости. Преступления должны раскрываться. Я понимаю, что на сто процентов никто никогда их не раскрывает, но надо двигаться вперед, улучшать качество этой работы. Резервы в милиции есть, есть кадры, которые могут эффективно работать в этом направлении, нужно решать организационные вопросы, чтобы она стала более эффективной.
- Перемены произошли и внутри вашей структуры - было создано следственное управление. Поясните, пожалуйста, с какой целью это было сделано и удалось ли ее достигнуть?
- Цель была очевидная - разделить функции надзора и следствия. До сих пор прокуратура выполняла обе эти функции, то есть, грубо говоря, надзирала за следствием внутри себя самой. Это вызывало определенные возражения среди правозащитников: в Европе существует разделение этих направлений работы. В рамках проводимой в нашей стране правовой реформы было принято решение о создании следственного комитета, который, находясь в структуре прокуратуры, остается независимым от нее. Так, руководитель следственного отдела в городе подчиняется своему руководителю в Челябинске, а тот - своему руководителю в Москве. Подчинения прокуратуре города и области нет. Цель, конечно, не в самой реорганизации, а в том, чтобы обеспечить более качественное расследование уголовных дел, исключить необоснованное влияние на следствие, в том числе со стороны прокуратуры. Хотя я не припомню в нашей практике случаев необоснованного вмешательства прокурора в ход следствия.
- И несколько актуальных на сегодня для нашего города вопросов. Видел ли конец борьбе с игорным бизнесом?
- Виден. По тем залам, которые остались в городе, поданы иски о прекращении их деятельности в судебном порядке. Сегодня уже поступила повестка из Лефортовского суда горда Москвы, где зарегистрирована одна из фирм, начинается суд по нашему иску о закрытии игорного зала. Будем добиваться решений об их закрытии и исполнения этих решений. Сегодня прокурор не может просто так приехать и закрыть игорный зал. Мы должны действовать четко прописанным в законе путем. Сегодня привлекаем нарушителей запрета на деятельность игровых залов к административной ответственности и пытаемся закрыть их судебным порядком. Если не будут исполнять решения суда - привлечем к уголовной ответственности.
- Недавно на сайте прокуратуры области было сообщение о том, что в Чебаркуле привлекли к ответственности владельца частного медицинского учреждения, работавшего без лицензии. Думаю, эта проблема существует и в Миассе. Проводились ли какие-то проверки многочисленных частных салонов, оказывающих стоматологические, косметические услуги?
- Мы наказывали в свое время владельцев таких салонов за работу без лицензии, за нарушение условий лицензии. Проверки проводились по обращениям граждан. Но можно запланировать и плановую проверку деятельности подобных учреждений по городу.
- А если человек обратился в учреждение, которое работает без лицензии, и ему оказали некачественную услугу или, упаси Бог, занесли инфекцию - у кого будет в этом случае больше проблем - у пациента или у фирмы?
- Ну, у пациента проблемы возникли уже, если он получил некачественную услугу. Но они безусловно должны возникнуть и у учреждения, которое их оказало. Однако такие обращения в прокуратуру пока единичны.
- И еще о городских проблемах: жители машгородка и поселка Строителей уже во второй раз получили двойные счета на оплату отопления и горячей воды. Вряд ли эту ситуацию можно назвать нормальной с точки зрения закона.
- На мой взгляд, городу и ММЗ нужно договариваться и не ставить людей в ситуацию выбора - кому платить. Есть решение Собрания депутатов, которым определен порядок сбора платежей и организация, которая занимается этим - расчетный центр. Пока решение не отменено и не признано незаконным, оно обязательно для исполнения всеми учреждениями и организациями на территории округа. По этой логике нужно платить в РЦ. Но и ММЗ считает себя правым, полагая, что имеет все основания собирать деньги через другую организацию.
Я исхожу из того, что тепло и горячая вода у жителей должны быть безусловно. Второе: к человеку, оплатившему услуги - оплатил ли он их в РЦ или в ту организацию, которая выступает в качестве агента по сбору платежей от ММЗ - никто не имеет права предъявлять претензии.
- Однако РЦ выставил пеню тем, кто не заплатил за тепло по его счету, и "Челябэнергосбыт" предупредил неплательщиков о начислении пени.
- Меня, знаете, всегда умиляют объявления, к примеру, в кафе: "За разбитый стакан штраф пять тысяч рублей". Я говорю - с таким же основанием можно написать "смертная казнь", как хозяину захочется. Почему человек должен платить пеню, если он в этой ситуации ни при чем? Он добросовестно оплачивает коммунальные услуги.
- Вы держите эту ситуацию на контроле?
- Да, но я все-таки жду, что город и ММЗ договорятся между собой. Или решат проблему в суде.
- И о перспективе: на что будет направлены основные усилия в работе прокуратуры в наступившем году?
- Прежде всего на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и с уличной преступностью корыстно-насильственной направленностью. И, конечно, с коррупцией.
- А в сфере надзора?
- Будет осуществлять надзор за исполнением законодательства при оказании гражданам жилищно-коммунальных услуг, трудового законодательства и требований охраны труда, налогового законодательства, в том числе - за перечислением взносов в Пенсионный фонд, экологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей и так далее. И в надзорном блоке также остается приоритетным направлением борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Проблем масса, которые надо бы решать. Но у нас коллектив небольшой - вместе со мной всего 15 человек. А еще надо выступать в суде, поддерживать государственное обвинение, это большой пласт работы. Хотелось бы сделать больше и лучше, но не всегда получается, хотя бездельников в прокуратуре нет, стареемся делать что можем и помогать людям, которые к нам обращаются.
Беседовала Оксана Овсянникова