Накануне Дня Военно-Морского Флота пресс-службой ММЗ была организована встреча корреспондента "ВЕБ Миасс" с начальником военного представительства капитаном первого ранга Андреем Юрчиковым.
- Андрей Игоревич, начальником военного представительства вы стали после службы на флоте, а где и когда вы служили, почему выбрали для себя эту профессию?
- На выбор повлияла работа отца - он заслуженный работник ГРЦ. И вообще, по отцовской линии много военных в семье. Так что я с детского сада знал, что стану военным моряком, проблемы выбора не было. Учиться поехал во Владивосток, в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. Была возможность поступить в Ленинград, в Севастополь, но меня со времен учебы в школе очень привлекал период истории России, связанный с покорением Дальнего Востока, русско-японской войной. Поэтому решил, что буду учиться и служить там.
Училище окончил в 1983 году. Десять лет служил в бригаде охраны водного района на острове Русский. Сначала на малом противолодочном корабле командиром торпедно-боевой части, затем - на флагманском минере бригады кораблей охраны водного района.
- А как назывался ваш корабль?
- Корабль проекта 1124 "Альбатрос". Это рабочая лошадка флота, один из самых удачных кораблей, созданных в Советском Союзе.
- Подолгу бывали в море?
- Не очень, самое большое - один-два месяца, это уже когда служил на флагмане, приходилось переходить с одного корабля бригады на другой.
- Трудно подолгу не видеть берега?
- Служба как служба. Хотя у моряков охрана водного района считается самой трудной службой. Корабли маленькие, а задачи большие. За год иногда бывало один-два выходных дня. Вели патрулирование, поиск американских подводных лодок, слежение за ними.
- А когда находили, предпринимали какие-то меры?
- Нет, они же находились в нейтральных водах, но ходили вдоль берега. Мы наблюдали за ними - не видели их, но слышали, а они - за нами.
- Столкновений не было?
- Не было.
- А были случаи, которые вы теперь вспоминаете - опасные или, может быть, курьезные?
- Курьезов было много, не о каждом можно рассказывать в прессе. Но вот однажды в 1992 году в ноябре-декабре всей бригадой ловили в военном городке барабашку. Первыми его увидели женщины с узла связи возле мусорных баков - выглядит как маленький человек, слышали, как кричал. Находили следы на снегу - и правда как маленьким человеком оставленные. Стали пропадать кошки, маленькие собаки. Месяц городок жил в страхе. Женщины ходили на работу в сопровождении охраны, дети боялись выносить мусор. Потом матрос случайно поймал этого барабашку - оказалось, шимпанзе. Неподалеку от военного городка стояли десантные корабли, они пришли из Анголы, оттуда и привезли обезьяну. Летом она у них сбежала, а зимой пришла поближе к людям.
- А на нынешней сухопутной службе море не снится?
- Служба не такая уж сухопутная, все равно с морем связана, часто бывают командировки на флот. В море уже не тянет, но снится оно часто, и бригада тоже.
- Похоже, в морской службе тяжелого труда больше, чем романтики?
- Романтика заканчивается на втором-третьем курсе училища. Конечно, это нелегкий труд.
- Вряд ли в этом можно убедить мальчишек, мечтающих о море.
- И не надо. Если человеку нужна романтика - он может найти ее в любой работе, и на море, и на заводе - где-то больше, где-то меньше.
- На море вы охраняли свою страну, а теперь на вас лежит забота об обеспечении обороноспособности флота - где груз ответственности более весом?
- Ответственность соизмерима. Здесь несколько проще в плане того, что больше отвечаешь за свои действия, нет в подчинении матросов, меньше связанных с этим забот. Но задача и военной приемки серьезная - мы отвечаем за то, чтобы флот получил хорошее оружие, соответствующее выданному им техническому заданию. При этом мы должны быть не просто контролерами, но и участниками создания, заводского процесса изготовления изделий. Военпред должен находиться рядом с ними от разработки до утилизации. И работать в тесном сотрудничестве с предприятиями, которые это оружие создают.
- На предприятиях к военной приемке относятся с большим почтением - говорят, суровы.
- Нельзя иначе, мы обязаны отстаивать интересы флота. Но мы всегда стараемся найти взаимопонимание с нашими партнерами, понимание проблем и задач КБ и завода идет на пользу делу. От противостояния хорошего результата не будет. Должен сказать, что в ГРЦ и на ММЗ трудятся прекрасные специалисты, которые знают свое дело и любят его. Работать с грамотными, сложившимися коллективами - большая удача.
- Андрей Игоревич, на днях появилось сообщение о том, что Президент России подписал Указ о принятии на вооружение ВМФ ракетного комплекса "Синева", созданного в Миассе. Очевидно, вы принимали участие в его испытаниях?
- Во всех. И был председателем межведомственной комиссии по его приемке на вооружение.
- Как вы считаете, насколько этот ракетный комплекс более совершенен по сравнению с предыдущими? Наши ракеты по-прежнему лучшие в мире?
- Могу официально сообщить, что ракетный комплекс "Синева" - самый совершенный в мире. Мы обошли всех лет на 15-20 вперед. Американцы считают его шедевром морского ракетостроения. Аналогичного по характеристикам комплекса в мире нет и не будет в ближайшее время.
- Насколько значимо это событие для нашего города и страны в целом? Если я не ошибаюсь, со времен Макеева не сдавалось на вооружение нового ракетного комплекса?
- Да, это так. "Синева" сегодня - основной щит и меч нашей Родины на море. И этот комплекс создан жителями нашего города. Это крупная историческая веха для страны и флота. Я знаю, что уже подписан Указ о награждении создателей "Синевы". Думаю, сотрудники ГРЦ и ММЗ будут достойно отмечены. Награждение обычно бывает через год.
- Над созданием ракетного комплекса работает большая кооперация предприятий. Какова роль в этом общем деле миасских оборонщиков?
- Я бы так сказал: ГРЦ - это голова, ММЗ - руки. Раньше над созданием таких комплексов трудилась большая страна СССР, теперь - только Россия. В основном Урал: Миасс, Усть-Катав, Златоуст - и еще Красноярск и Воронеж. И впервые в прессе и по телевидению в сообщениях о "Синеве" прозвучало, что этот ракетный комплекс создан в Миассе.
Так что Миасс - город морской. Кстати, в 1991 году на одном из островов Курильской гряды на скале я видел надпись: "Миасс - столица мира!". Более чем приятно.
- А буквы большие?
- Большие белые буквы, с моря видно.
- Как будете отмечать профессиональный праздник?
- В пятницу - своим коллективом, а в воскресенье, если позволит погода, по традиции на Тургояке состоится парад.
Беседовали Оксана Овсянникова и Марина Варбанская